С целью выявления факторов, влияющих на со- стояние межэтнической толерантности населения Ленинградской области, осенью 2013 года было про- ведено исследование по изучению отношения жите- лей региона к временным трудовым мигрантам из бывших республик СССР, а также к выходцам из других субъектов РФ, переехавших на постоянное место жительства в Ленинградскую область. Число респондентов составило 1157 человек. Параметры выборочной совокупности – случайная бесповторная выборка с контролем по квотам (пол, возраст, уровень образования, район проживания, доля заня- тых/незанятых на производстве).
Методы исследования: телефонное интервью с использованием технологии CATI (Computer Assisted Telephone Interview); фокус-группы (18 групп по 7 – 8 респондентов); экспертный опрос (глубинное ин тервью, объем выборки – 51 человек). При составлении анкет исследования научной группой под руководством профессора СПбГУ З. В. Сикевич использовался тест толерантности З. В. Сикевич и социально-психологическая шкала Богардуса, включающая панель готовности к иноэтническим контактам по принципу предпочтения. Одной из частных гипотез исследования была социально-психологическая: неадекватное ожиданиям аудитории (местного населения) визуальное самопрезентационное поведение мигрантов является фактором, провоцирующим межличностную и межгрупповую конфликтность, поскольку у воспринимающего (реципиента) повышаются негативные тенденции в отношении к мигрантам, а именно: увеличивается склонность к внешнеобвинительным реакциям.
В результате исследования было установлено, что по шкале этносоциальной дистанции готовность к взаимодействию с людьми другой национальности достаточно благоприятна – около половины участников опроса не придают значение национальности. Обнаружена следующая факторная обусловленность: наиболее толерантны представители старших возрастных групп и люди нерусской национальности (по этим признакам отмечена статистически значимая взаимосвязь). Наименее толе- рантны младшие возрастные группы: 18-24 года и 25-34 года, а также «управленцы» любого уровня.
Отношение жителей Ленинградской области к мигрантам основано на этносоциальной дистанции по противопоставлению «своих» и «чужих» и обусловлено внешними поведенческими признаками "инаковости" – знанием русского языка и соответствием бытовым нормам социального поведения. Маркерами разделения жителей на «своих» и чужих» выступают язык, внешность, повседневные поведенческие практики, в некоторых случаях – длительность проживания на данной территории. Основным критерием самоидентификации для большинства населения является этническая, а не территориальная принадлежность (русский из дру- гого региона РФ воспринимается как «свой», а да- гестанец, являющийся жителем области во втором поколении – как «чужой»).
Определяя мигрантами, в основном, выходцев из Северного Кавказа и республик Средней Азии, респонденты назвали ряд причин формирования негативного отношения к приезжим из этих регионов.
Так, среди качеств мигрантов, вызывающих антипатию местного населения, на первом месте – несоблюдение норм поведения, принятых в России (36%). На втором месте – неприятная манера пове- дения – вызывающее/хамское поведение на словах (27%) и прямая агрессия в поведении (24%). Далее: нарушение закона – обман, воровство, подозрение в насилии любого рода (10%), нечистоплотность – неряшливость, неопрятность, несоблюдение норм гигиены (8%), способность на жестокое поведение и насилие (7 %), нежелание учить русский язык (6 %).
Представляется интересным отметить выявленную в результате проведенных фокус-групп наиболее часто встречающуюся точку зрения – уважение традиций, культуры и верований приезжих возможно только в том случае, если сами приезжие будут вести себя уважительно по отношению к местному населению. При этом к механизму ожидания "первого шага" (местные жители ожидают «поклона», мигранты – «признания») добавляется уточнение, каким должен быть первый шаг – это демонстрация дружелюбия/ уважения со стороны приезжих. Отсутствие ее оценивается как агрессия, неуважение, высокомерие. Таким образом, поведенческие маркеры являются превалирующими в формировании негативного впечатления о мигрантах, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу, а также правомерность поведенческого подхода в выборе социально-психологических практик для инкультурной адаптации мигрантов.
В нашем исследовании ряд респондентов указали на тот факт, что смена традиционной среды на новую зачастую сопровождается девиациями в поведенческих практиках мигрантов (в частности, алкоголизация мусульманской молодежи). Переезд из регионов с мусульманской культурой ведет к нарушению традиционных запретов. Успешная адаптация не предполагает слома ценностных и культурных паттернов, в про- тивном случае это чревато возникновением девиантных групп. Применительно к нашей тематике представляется правомерным использовать термин «инкультурная адаптация мигрантов», под которым понимается процесс приспособления личности к условиям социального взаимодействия и общения в новой поликультурной среде, для достижения нейтрального и/или позитивного взаимного восприятия с представителями принимающего сообщества.
Таким образом, для обеспечения эффективной инкультурной адаптации мигрантов в современном российском обществе необходимо выполнение следующих условий:
- Готовность принимающей стороны – местного населения – равноправно взаимодействовать в повседневной практике с представителями стран исхода трудовой миграции на основе понимания неизбежности глобализации постсоветского пространства России (как и всего мира), важности мироопределяющей стратегии понимания и уважения «чужих» культурных традиций.
- Готовность трудовых мигрантов изучать русский язык, культурные правила и нормы поведения в российском обществе, овладеть навыками эффективной самопрезентации личности в процессе коммуникаций с представителями другой культуры.