Как видно из таблицы 2, статистически значимые различия в частоте использования руководителями самопрезентационных тактик и стратегий проявились в отношении только двух ассертивных тактик — «же-лание понравиться» и «сообщение о своих достижениях». Таким образом, руководители-мужчины чаще стараются вызвать симпатию окружающих посредством высказывания комплиментов, сходности мнений, делания подарков и услуг и чаще сообщают окружающим о своих успехах и достижениях, чем это делают руководители-женщины. В то же время, рассматривая количественные значения показателей стратегий и тактик самопрезентации, представляется возможным сделать вывод, что менеджеры, независимо от половой дифференциации, используют в своем самопрезентационном поведении одинаково широкий спектр тактик, отдавая предпочтение тем, что составляют стратегию «Аттрактивное поведение» («желание понравиться», «извинение» и «пример для подражания»). Эти результаты подтверждают ранее сделанный нами вывод, на основании проведенных исследований [2], об отсутствии явно выраженных гендерных различий в использовании руководителями тактик и стратегий самопрезентации.
По результатам нашего исследования установлено, что показатель самомониторинга, отражающий способность индивида отслеживать реакции окружающих, модифицировать с их учетом свое коммуникативное поведение и управлять производимым впечатлением, также не
имеет гендерных различий в отношении средних значений (женщины — 8,21; мужчины — 9,93). Данные значения характеризуют достаточно высокую способность менеджеров управлять производимым впечатлением.
Представляется интересным также проследить взаимосвязи данного показателя в мужской и женской выборках. Так, в целом для руководителей характерна позитивная взаимосвязь показателя «самомониторинг» с показателем «Самоэффективность межличностного общения» (p<0,01), то есть чем выше уровень самомониторинга у руководителей, тем выше степень их уверенности в успешности своего коммуникативного поведения. Таким образом, подтвердились наша гипотеза и полученные ранее данные [1] о том, что личностные особенности субъекта самопрезентации, выраженные уровнем самомониторинга, связаны с его самопрезентацион-
ным поведением в процессе межличностного общения, независимо от пола субъекта самопрезентации.
Отметим, что у женщин-руководителей выявлена отрицательная взаимосвязь показателя самомониторинга с самопрезентационной тактикой «препятствование самому себе» (p<0,05). Таким образом, чем более высоким уровнем самомониторинга они обладают, тем реже они приводят внешние причины (ссылки на болезнь, слабое здоровье и др.) в качестве объяснения своих неудач.
Одной из задач нашего исследования являлся анализ влияния ценностных ориентаций руководителей на их самопрезентационное поведение. В табл. 3 и на рис. 1 представлены средние значения по 19 показателям личностных ценностей, выявленным в группах руководителей. Статистически значимые гендерные различия обнаружены в отношении трех показателей: гедонизм, скромность и личная безопасность.
Таким образом, мужчины-руководители нашей выборки проявляют более ярко выраженное стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению, чем это делают женщины-руководители. В свою очередь, у женщин-руководителей более ярко выражено, по сравнению с
мужчинами-руководителями, в качестве одной из мотивационных целей (Ш. Шварц) стремление выглядеть скромно, не быть хвастливой и не искать публичного внимания и похвалы, а также стремление к личной безопасности. (Примечание: относительно высоких показателей по скромности, надо заметить, что нельзя также исключать явление социальной
желательности в процессе получения ответов респондентов.) Таким образом, ценностные предпочтения, или, иначе говоря, цели, определяющие мотивы поведения руководителей, являются сходными для мужчин и женщин.
На рис. 2 представлен профиль ценностных предпочтений руководителей по общей выборке.