Лексико-семантический анализ самого слова «самопрезентация» (в переводе с английского «Self-presentation » — «Я сам» и «представление, преподнесение») позволяет раскрыть сущность этого феномена, заключающуюся в том, что самопрезентация личности является своеобразным мостом и посредником между внутренним миром человека и миром других людей. Обобщая ее функции, можно сказать, что самопрезентация личности является
поведенческим выражением образа Я и представляет собой способ регулирования взаимодействий субъекта с социальной средой, являясь важной составляющей процесса социального взаимодействия.
Так, оказываясь в ситуации межличностного взаимодействия (с индивидом или группой людей), человек немедленно становится субъектом самопрезентации, независимо от осознанности и активности своего поведения. Он предъявляет партнеру по общению (повторим — независимо от степени осознания своих поведенческих действий) информацию о себе, которая выражается
посредством символических знаков:
- своего внешнего вида (оформление внешности, одежда, аксессуары и т.п.);
- вербального и невербального поведения (речь и паралингвистические сигналы, проксемические, кинесические и такесические сигналы, взгляд);
- социальных символов обстановки (оформление пространства и материальных символов, принадлежащих субъекту самопрезентации и обозначающих его социальный статус — дом, офис, автомобиль и т.п.). При этом в процессе общения мы используем (в различной степени осознания) различные тактики и стратегии самопрезентации, выбор которых зависит от многих переменных, в том числе от значимости объекта (аудитории) для субъекта самопрезентации, исполняемой субъектом социальной, профессиональной и гендерной роли, его культурных ценностей и личностных особенностей.
Автоматически, с момента начала общения, объект общения становится также объектом самопрезентации, воспринимая представленную другим информацию о себе. Чем более
значимым является объект самопрезентации для субъекта самопрезентации, тем более осознанными становятся его проактивные самопрезентационные действия, имеющие своей
целью — произвести нужное впечатление.
Таким образом, самопрезентация личности является средством управления впечатлением, которое человек производит на других в процессе взаимодействия с ними. Другими словами, самопрезентация личности выступает в качестве субкатегории управления впечатлением, связанного с более широким процессом контроля и регулирования информации о других людях, объектах и событиях.
На основании анализа различных представлений о сути самопрезентации мы придерживаемся следующего понимания этого понятия.
Самопрезентация личности — это в различной мере осознаваемый, с учетом специфики социальной ситуации, и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я-информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации. Для уточнения содержательных компонентов процесса самопрезентации представляется необходимым упомянуть о соотношении понятия «самопрезентация» с такими понятиями, как:
самопредъявление, самоподача, самораскрытие, самовыражение. Отметим, что термины «самопредъявление» и «самоподача», использующиеся только в отечественных источниках, являются про изводными от перевода с английского языка на русский термина
«self-presentation», при этом ряд авторов указывают на негативный оттенок термина «самопрезентация». Так, по мнению Н.В. Амяги (Амяга, 1991), термин ассоциируется с неискренностью, прагматизмом, манипулятивностью поведения, противопоставляясь принципиальности и открытости. В работах Е.А. Петровой (Петрова, 2000) имеется указание на
специфику российского менталитета: в частности, сужается смысл термина вследствие обыденного употребления слова «презентация» к рекламному по содержанию представлению определенной фирмы или продукта. В связи с этим авторы полагают необходимым использовать другие термины-синонимы (самоподача, самопредъявление). На наш взгляд, понятия «самопредъявление» и «самоподача» тождественны с понятием «самопрезентация»,
являются внешним проявлением Я и могут быть использованы в качестве синонимичных терминов. В то же время представляется обоснованным использовать в научной лексике термин «самопрезентация личности», не сужая рамки его использования только специфической манипулятивной деятельностью в отдельных ситуациях.
Рассматривая соотношение понятий «самопрезентация», «самораскрытие» и «самовыражение», отметим, что большинство исследователей рассматривают их дифференцированно, как механизмы личностной регуляции, и что отношения самораскрытия и самопрезентации чаще всего описываются с помощью таких шкал, как:
- внутреннее — внешнее;
- намеренное — спонтанное;
- поверхностное — глубокое;
- осознанное — неосознанное.
Традиционно, понятия «самораскрытие» и «самовыражение» считаются проявлением внутреннего Я и выступают в качестве самостоятельных терминов, раскрывающих
внутреннюю сущность субъекта самопрезентации.
По нашему мнению, все социальные взаимодействия в обществе могут быть рассмотрены с точки зрения самопрезентации личности и обязательным условием для осуществления самопрезентации служит социальная ситуация, специфика которой является важнейшим
фактором, определяющим степень контроля за производимым впечатлением, планирования самопрезентационных действий и прогнозирования реакций аудитории субъектом
самопрезентации, влияющим на особенности его самопрезентационного поведения и, главное, на осознанность его самопрезентационных действий.
Как правило, социальная ситуация является ролевой, и субъект самопрезентации часто имеет определенные самопрезентационные сценарии — поведенческие паттерны к определенным ролям, исполняемым им. В основе таких сценариев лежат определенные установки, обусловленные личностными особенностями и ролевыми ожиданиями, и в зависимости оттого, насколько знакома и привычна социальная ситуация для человека, его самопрезентационные сценарии используются им автоматически или сознательно
(Schlenker, 2003; Schlenker, Pontary, 2000).
Б. Шленкер полагает, что в ситуациях повседневной жизни самопрезентация часто является автоматической по своему характеру, отражающему модулированные единицы действия, которое окончательно утвердилось, чтобы стать привычкой. Самопрезентационный автоматизм, по его мнению, чаще преобладает, «когда актор находится в обычных, неструктурированных ситуациях, в которых цели относительно тривиальны или неважны и в
которых он общается с людьми, хорошо ему известными, проявляющими позитивное к нему отношение, так что актор чувствует себя спокойно и уверенно» (Schlenker, 2003, р. 496).
Объект самопрезентации (аудитория) также имеет большое значение для выбора субъектом самопрезентации определенных самопрезентационных действий. Различные самопрезентационные стратегии ассоциированы с различными типами аудитории. К примеру, люди обычно ведут себя более «самовозвышенно» с чужими, когда самовозвышение
является автоматическим для произведения впечатления на других, не имеющих знаний об акторе — субъекте самопрезентации, и более скромно с друзьями, так как люди относительно уверены в уважении друзей и не нуждаются в хвастовстве (Ticee et al., 1995). Автоматизм и осознанность самопрезентационного поведения, выбор стратегий и тактик самопрезентации также зависят от значимости объекта (аудитории) для субъекта самопрезентации.
Результаты многочисленных исследований, в том числе и наших собственных (Пикулёва, 2004, 2008), подтверждают, что чем более значимым для субъекта самопрезентации является объект (аудитория), тем более осознанно он осуществляет свои самопрезентационные действия,
прогнозируя и оценивая реакции аудитории. Самыми яркими иллюстрациями этого являются ситуации публичного выступления, прохождения интервью при устройстве на работу, важный разговор с вышестоящим по статусу человеком и др.
Ряд исследователей, вслед за И. Гоффманом, по критерию осознанности действий субъекта выделяют осознаваемую (контролируемую) и неосознаваемую («автоматическую») самопрезентацию (Goff - man, 1959; Schlenker, 2000, 2003; Schlenker, Weigold, 1992; и др.).
Анализ литературы позволил нам обозначить еще один критерий — целенаправленность управления впечатлением (активность—пассивность самопрезентационных действий субъекта самопрезентации), на основании которого можно выделить проактивную и реактивную самопрезентацию личности (Lee et al., 1999).
Таким образом, в ситуациях, которые являются значимыми для человека, его самопрезентационные действия имеют проактивный характер, и направлены на создание у объекта самопрезентации (целевой аудитории, по Б. Шленкеру) необходимого субъекту впечатления (образа компетентности, привлекательности, могущества и влиятельности, слабости и нуждаемости и т.д.). В ситуациях же привычных, рутинных, с точки зрения субъекта самопрезентации, его самопрезентационные действия будут носить автоматический реактивный характер, при осуществлении которых субъект не ставит для себя цель произвести на объект самопрезентации определенное впечатление и использует привычные паттерны поведения.
Отметим, что профессиональные особенности оказывают большое влияние на характер самопрезентационных действий. Так, в одном из наших исследований (Пикулёва, 2005) было установлено, что у представителей публичных профессий (политики, актеры, адвокаты, журналисты и др.) самопрезентация личности носит привычно проактивный характер, а представителей технических профессий (программистов, инженеров и др.), в свою очередь,
отличает реактивный характер самопрезентационного поведения.
На рисунке 1 представлена структурно-функциональная модель самопрезентации, в которой рассматриваются ситуационные, мотивационные и личностные факторы в своем влиянии на осознанность действий субъекта самопрезентации по управлению впечатлением.
Определяющее значение для генерации процесса управления впечатлением имеет то, как человек, по образному выражению Л.А. Коросты левой (Коростылева, 2000), «означивает», категоризирует мир.
В рус ле самопрезентации те или иные ситуации наделяются определенной валентностью (значимостью, силой), и интегральный, кумулятивный характер последних определяет
характер самопрезентации личности, выражаясь в используемых тактиках и стратегиях самопрезентации. Мы разделяем мнение исследователя, что все это предполагает включение
механизма выделения ведущих смысловых структур, имеющих большую валентность и тем самым обретающих мотивационный статус. В це лом, таким образом, задается характер
личностно-ситуативного взаимодействия, что и обусловливает особенности стратегий самопрезентации личности. При этом следует отметить наличие личностных, гендерных, возрастных, профессиональных, статусных и кросс-культурных особенностей самопрезентации (Пикулёва, 2005, 2010).
В последние годы увеличивается количество отечественных и зарубежных исследований различных сторон рассматриваемого нами феномена. Усиление внимания к проблеме самопрезентации личности объясняется, на наш взгляд, все более широким пониманием важности ее роли в жизнедеятельности личности, как неотъемлемой составляющей на протяжении всей жизни человека.
И хотя еще не так много отечественных исследователей выделяют неосознаваемую самопрезентацию, все чаще взгляд на рассматриваемый нами феномен только лишь как на
манипулятивное осознаваемое поведение ставится под сомнение, поскольку узость этого теоретического подхода ощущается сегодня все более явно. Так, например, В.А. Ян -
чук предлагает определение процесса самопрезентации «как осознаваемого или неосознаваемого, це ле направленного или стихийного предъявления аспектов своего Я
окружающим, осуществляемый при взаимодействии людей» (Янчук, 2005, с. 45).